Природная группа в культуре Китая включает в себя широкий спектр символов, возможно потому что даосское направление философии проповедовало уважение к окружающему миру и гармоничное взаимодействие человека и природы.
На сайте есть отдельные статьи посвященные символике природных элементов в китайских традициях: цвета; животные тотемы и птицы; цветы и деревья; фрукты и плоды.
Навигация по статье
Природные элементы и явления: символы и их значения
Борода
В традициях конфуцианства — уважать и почитать старших, поэтому борода в Китае может считаться символом учености и мудрости, которые приходят с возрастом.
В Китайской опере у мужских персонажей часто бывают длинные и пышные бороды, поскольку на сцене (как и на картинах) борода олицетворяет не только обычную силу, но и сверхъестественные способности.
Отдельное значение у красной и пурпурной бороды, с точки зрения буддизма, это знак демонических сил. Поэтому неудивительно, что китайцы в древности не доверяли первым европейским торговцам, которые носили рыжие бороды.
Волна
Элементы волн – достаточно распространенный мотив в дизайне и искусстве. Вода в виде нескольких волн – это символ моря. Изображение волн, набегающих друг на друга в виде прилива являлось символом желания работать в Имперской службе – потому что звучание слова «прилив» такое же, как и «Императорский двор».
Если на картинке изображены большие и мелкие рыбки у самого побережья, это, соответственно, означает пожелание занять высокий пост.
Времена года
Вам будут интересно узнать, что в древности у китайцев было всего два времени года – весна и осень, а позже стали выделять еще зиму и лето. Было время, когда для соответствия модели пяти элементов, существовал еще и пятый сезон, который вставили между летом и осенью.
Смена китайских сезонов года привязана к лунному календарю, поэтому Новый год стартует в конце января – начале февраля, что объясняет почему цветы и деревья, цветущие рано, являются символами зимы.
Все сезоны имеют свои растительные символы:
- зима – сливу, цветы которой распускаются первыми;
- весна – прекрасный пион;
- лотосы и орхидеи – олицетворяют летний период;
- осень – имеет талисманом хризантему.
Горы
Гора является одной из восьми триграмм в фэн-шуй и И-цзин.
Фраза китайцев «Гора и море» — означает мир во всем его охвате.
Горные паломничества распространены среди китайцев, считается, что подъем в гору не только физически, но и символически приближает человека к небесам, где происходит союз Инь и Ян.
В Китае многим горам приписывают священный характер. Одни горы являются святыми для даоских представителей, например есть пять священных даосских гор, каждая со своими пятью стихиями, цветовыми ассоциациями и направлениями:
- Тайшань, Шаньдун (восток; элемент дерева и зеленый цвет) – считается самой важной, камни с нее помещались в качестве талисманов во многих китайских городах;
- Хэншань, Хунань (Юг; стихия огня и красный цвет);
- Сонгшан, Хэнань (Центр; элемент земля и желтый цвет);
- Хуашань, Шэньси (Запад; элемент металла и цвет белый);
- Хэншань, Шаньси (Север; элемент вода и цвет черный).
Существуют горы священные только для буддистов, а есть такие, которые почитают все духовные конфессии.
Но независимо от религиозной принадлежности, все китайцы верят в связь каждой горы с тем или иным духом, божеством. Например, западные горы Куньлунь (Цинхай) фигурируют во множестве легенд, они славятся в качестве источника нефрита, а также являются домом королевы-матери Запада.
По теории Фэн-шуй горы являются элементом ЯН в ландшафте, поэтому символически связаны с Императором, как управляющим элементом ЯН. Поэтому тревожным знаком для императорского правления считались горные катаклизмы – обвалы, землетрясения и пр.
Гром
Также является одной из восьми триграмм даоской космологии, описывающей базовые принципы бытия.
Гром и молнии всегда вызывали суеверный страх у людей, с ними часто связано значение божьего гнева. В буддизме гром в паре с молнией, как явление, обладает большой значимостью, ведь это символы учения Будды и его главное оружие в борьбе со злом.
Существует и божество грома — Лэйгун, его изображают с рыжими волосами и с крыльями, похожими на крылья летучих мышей.
Он восседает на колеснице, запряженной духами умерших, и бьет в барабан, вызывая громовые раскаты.
Дети
В китайском искусстве изображения детей являются распространенным мотивом. На картинах прошлых времен можно отличить мальчика от девочки по прическе. Тогда детям сбривали волосы, причем мальчику оставляли пучок волос на лбу, а девочке оставляли две пряди волос по бокам головы, над ушами.
Традиционно пожелание иметь детей у китайцев относилось больше к сыновьям, которые согласно конфуцианской доктрине имеют священный долг оставаться с родителями и заботиться о них в старости. Тогда как дочь выходила замуж и могла видеться с родителями редко (например, раз в год — в Новогодний праздник).
Пожелание рождения мальчиков объясняется и тем, что в Китае научной и коммерческой деятельностью мог заниматься только мужчина. Поэтому, лишь с рождением сына, семья могла надеяться на обретение в будущем славы и богатства.
Если на картине дети изображены с персиками и плодами граната – это пожелание многих сыновей.
Изображение двух небесных Близнецов (оба мальчики) — на картинах эти персонажи часто несут коробку и лотос, что означает пожелание мира и гармонии.
Дождь
Дождь считался плодом союза энергий Ян (неба) и Инь (земли).
С дождем в древности была связана жизнь человека, его отсутствие или избыток — означали горе и напасти. В деятельности китайских оракулов, наиболее частым был вопрос о дожде, его приходе или прекращении. Поэтому, неудивительно, что тема дождя являются распространенной в китайском искусстве.
Люди обращались ко всем божествам, большим и малым с просьбами о дожде. Ближе всего к сущности вод, идущих с неба, были драконы и их изображения, китайцы считали, что именно они контролируют дождь.
Также сухие или мокрые камни, особенно горы на картинах – означали пожелание начала или прекращения дождя.
Радуга
Символизирует брак Земли и Неба, Инь и Янь. В древнем изобразительном искусстве Китая радугу представляли двуглавым драконом. Он также означал прелюбодеяние, то есть занятие любовью не супругов, а любовников.
Жемчуг
Речной жемчуг издавна был популярен в Китае, его связывали с лунными энергиями, даже считали, что это Луна производит жемчужины.
Был ритуал помещения жемчужины в рот умерших.
Есть распространенный мотив — когда дракон преследует жемчужину, это снова связано с луной и с лунными фазами, которые ассоциируются с поеданием Луны драконом.
Жемчуг может символизировать скрытую мудрость, талант или красоту – из-за того, что сама жемчужинка растет в непритязательной по виду раковине.
В буддизме, жемчуг является одним из восьми драгоценностей. Если он изображается в окружении пламени – это символизирует магические силы, которые в нем содержатся.
Земля
По древним представлениям китайцев, земля была плоским квадратом, над которой располагались круглое небо.
Небо и Земля – являются триграммами в Фэн-Шуй и гексаграммами в И-Цзин, они составляют великую пару Инь (Земля) и Ян (Небеса).
Небо и Земля – в паре являются целой Вселенной.
Камень
Из-за природных качеств постоянства формы и стабильности, камни считаются символом долголетия.
Если на картине изображен скалистый мыс над морем, это может быть ассоциацией с местом на Востоке, с так называемыми островами Блаженных, — где проживают 8 Бессмертных.
Особые камни (с той или иной священной горы) использовались как обереги от злых духов – их устанавливали в передней части зданий и нередко делали на них надписи, что усиливало заградительное действие камня. Возможно, из-за этого обычая, многие древние здания имеют рядом со своими входами каменные фигуры львов.
Также по традиции каменные фигуры, выполняющие функции оберега от злых духов, установлены на Пути Духа – на дороге к месту захоронения выдающихся личностей.
Камни странных форм, изящные и элегантные, имеющие ямки и неровности — устанавливали в садах и использовали для созерцания.
Лед
Считается, что между водой (Инь) и воздухом (Ян) может образоваться граница в виде льда. Лед – это символ зимы и чистоты, дизайн в виде треснувшего льда используется при изготовлении окон и фарфоровых конструкций.
Лед связан с китайской легендой о Ван Сян, который растопил лед теплом своего тела, чтобы поймать карпа для своих родителей.
Луна
Если Солнце – обладает энергией Ян, то Луна – Инь, поэтому с ней связаны женщины, тьма и прохлада, а также это символ Императрицы.
Китайцы считали, что Луна дарует людям жемчуг и именно благодаря Луне люди имеют календарь. В честь этого небесного тела проводится праздник «Осенняя Луна», когда пекут и едят сладкие «лунные пироги».
По легенде, на Луне живет богиня Чан-э и растет дерево кассии, из которого лунный заяц без устали делает для богини элексир бессмертия. В честь этой компании даже были названы китайские лунные космические миссии.
Когда происходило Лунное затмение, говорили, что ее пытается сожрать Небесная Собака и во всех храмах звонили колокола, чтобы прогнать чудовище. Есть еще и легенда о небесном лучнике Хоуи, который также пытается спасать Луну от затмения.
Нефрит
Очень значимый для Китая драгоценный камень, который во многих отношениях здесь занимает то же место, что на Западе — золото и алмазы.
В костюмы из нефритовых пластин, соединенных золотой проволокой, были похоронены императоры династии Хань – надеялись, что этот камень поможет мертвому телу сохраниться.
Нефритовый скипетр вручали человеку, достигшему 70-летия, который также называли «посохом голубя», потому что на одном конце жезла была вырезана фигурка голубя – символа долгой жизни.
Также нефрит считается мощным талисманом, символом чистоты, защищающим от болезней и злых духов.
По легендам нефрит происходит из священных гор и связан с Королевой-матерью Запада, которая владеет нефритовым источником, где проводит праздники для Бессмертных.
У даосов верховным божеством является Нефритовый император.
Облака
Как ни странно, но у китайцев облака – символ удачи. Скорей всего здесь прослеживается намек на живительный дождь и подпитку земного плодородия.
С облаками связаны образы драконов, которые играют среди облаков — это также водная символика дождя.
Изображение на картине летучих мышей в облаках – означает пожелание удачи. Облака пяти цветов представляют пять жизненных благ и пожелания их: здоровья, богатства и силы, долгой жизни и спокойной смерти.
Облака с точки зрения стихий, являются соединением воды и воздуха, союзом Инь и Ян, соответственно символ облаков близок по смыслу союзу мужчины и женщины, а конкретно — процессу занятия любовью.
Огонь
Является стихией – одним из пяти элементов, но обладает и отдельным символическим значением.
В качестве одного из императорских знаков обличия, огонь символизирует рвение Императора разумно управлять страной.
В буддийских традициях, если божество изображено в окружении огня, это означает его активность и/или жестокость.
Огонь считали самой действенной стихией для уничтожения злых духов и отпугивания их. Разжигание праздничных огней направлено именно на это – напугать злых и привлечь хороших богов.
Ритуалы по сожжению подношений – символизируют переход плотных форм в мир духов.
Роса
Китайцы связывали росу (как дар небес – земле) с благосклонным правлением Сына Неба – Императора. Ведь он также является символом связи воли Небес с землей.
Так как утренняя роса – явление недолгое, она также может ассоциироваться с быстрым и мимолетным романом между мужчиной и женщиной.
Сердце
Это не только источник чувств и эмоций, но и интеллекта.
В системе пяти элементов, сердце считается связанным со стихией огня.
Солнце
Солнце – воплощение энергии Ян, его образ и символ играет в китайской культуре значительную роль.
Оно воплощает: свет, тепло и жизненность, весну и Восток (где восходит солнце). Также означает Императора, а в период правления Мао Цзэдуна, уже его, великого коммунистического лидера, сравнивали с Солнцем – «красное солнце в наших сердцах». Видимо это наследство культурного восприятия отношений народа и Правителя (хоть императора, хоть председателя ЦК КП).
Изображение Феникса и Солнца – олицетворяло счастливый брак, так как представляло Императрицу и Императора.
В традиционной культуре, символически момент солнечного затмения демонстрировал высшую силу Императрицы (Луны), способную затмить своего божественного мужа. Также как и при Лунном затмении, при Солнечном в китайских храмах звонили колокола – чтобы отогнать небесную собаку и восстановить солнечный свет.
По легенде на Солнце живет трехногий ворон, по другим вариантам – жаба или петушок.
Свастика
Это древний символ, в Китай пришедший из Индии, где свастика была монограммой божественных Вишну и Шивы и на санскрите обозначала «да будет так».
Говорят, что свастика — символизирует движение крови в сердце Будды и считается буддийским символом удачи. Но китайцы больше относят ее к пожеланиям долгой жизни и считают одной их форм квадрата.
Также у китайцев свастика означает неопределенно большое, несметное количество чего-либо, от десяти тысяч и более, что придает этому символу значение не только долгожительства, но изобилия и разнообразия.
Тайцзи (Дао)
Понятие энергий Инь и Ян, которые двигаются и сменяют друг друга, было привнесено в 12-м веке Чжу Си – представителем конфуцианской доктрины. Символ Дао или Тайцзи — универсальная модель двойственности, дуального состояния всех вещей, союза двух противоположностей.
Это классический популярный талисман, особенно когда он представлен в окружении восьми триграмм багуа – отражает зло и помогает сохранять гармонию.
Янтарь
По своему цвету ассоциируется с тиграми, есть древнее убеждение, что Дух тигра после смерти превращается в янтарь. Это поверье использовалось практически – янтарь добавляли в лекарства для придания им характера тигра — возбуждающих свойств.
Использовался в виде амулетов, бус и маленьких чаш, существовали коллекции насекомых, которые оказались внутри янтарных глыб.