22.11.2023      853      0
 

Боги-громовержцы и главы пантеонов


Боги-громовержцы. Главные боги. Боги, возглавляющие пантеоны. Гор (Горус, Хор), Нехбет, Онурис, Мардук, Тешуб, Марту (Иль-Амуррим), Тару, Пирва, Адад (Адду), Балу/Ваал, Балу-Хаддад, Гад, Индра (Ашваттха), Брихаспати, Парджанья, Тиштрийя (Тиштрия), Зевс, Юпитер, Тин (Тиния), Папай, Багай (Багай Папай), Перун, Святовит (Свентовит), Дабог, Стрибог, Илья-пророк, Эзус, Перкуния, Тор/Донар, Таранис, Окопирмс, Перкунас, Торум (Нуми-Торум), Таара/Тоора, Укко, Шан-ди (Шангди), Хуан-ди, Юй-ди (Юй-хуан), Тай-и, Лэй-гун (Лэй-шень), Хухедей-Мерген, Тхэн Сэт, Тонакатекутли, Тлалок, Мишкоатль, Чак (Чаак), Вакиньян, Пиллан, Шанго.   

Имена царей богов дошли до нас путями различных мировых мифологий и религий. Этих богов, царствующих над остальными (богами и людьми), живущих выше всех, богов-громовержцев архетипически соотносят с астрологическим влиянием планеты Юпитер и знаком зодиака Стрелец.

Прежде чем вставь по главу пантеона, они побеждают кого-то из хтонических божеств, существ хаоса. Из образы плавно вытекают из образов богов-первотворцов.

Громовержцы правят пространством и его законами, они являются столпами, возвышенными центрами пространства, в их подчинении и распоряжении — 4 стороны света, 4 ветра. Их инструменты – громовой топор, лук и стрелы-молнии.

Священными животными главных богов и громовержцев чаще всего являются высоко летающие орлы, а также огромные медведи, быки-производители, а деревом – мощный дуб.

Египет

Гор (Горус, Хор) – «тот, кто высоко», египетский громовержец, изображавшийся с головой сокола, что связывала его изначально с функцией охоты. Преемник трона богов, чьими глазами называли Солнце и Луну, объединитель Верхнего и Нижнего Египта, возможно, отсюда эпитет «бог обоих горизонтов».

Считался покровителем царского дома и фараонов. Его имя участвовало в именованиях первых египетских фараонов (Хор Боец, Хор Змея и т.д.).

Борется и враждует с убийцей своего отца Осириса – богом Сетом/Сетхом (бог сатурнианского типа). Интересно, что к Гору явился дух его отца и потребовал отомстить за себя — эта история как-то связана с шекспировским Гамлетом (только не так драматична). Тяжба за наследство и трон продолжались якобы 80 лет, в итоге суд Богов завершил ее в пользу законного сына.

Сам Гор имеет 4 сыновей, столпов мира, символически — 4 стороны света, их же относят к 4-м звездам созвездия Большой медведицы.

Нехбет – древнеегипетская богиня, покровительница Верхнего Египта, изображалась сверху от фараона в виде большой птицы, раскинувшей над ним крылья, в знак покровительства его власти. «Работала» в паре с богиней Уаджит, изображавшейся в виде кобры, покровительствующей Нижнему Египту.

Онурис – божественный змереборец, египетское божество войны и охоты, его образ сливается с образом Хора, в моменты помощи Онуриса Гору в борьбе последнего с Сетом. 

Двуречье и Малая Азия

Мардук – 4-х глазый и 4-х рукий покровитель Вавилона, которому бог Неба Ан и «владыка духа» Энлиль передали господство над богами и людьми.

Ему пришлось доказывать свое превосходство другим богам, демонстрировать свою творческую магическую силу – по его слову звезда на небе сначала исчезла, а после вновь появилась. Так боги поняли, что он достоин быть царем над ними и снарядили его биться с темными исчадиями прошлой версии мира, что он успешно осуществил. В битве ему помогали 4 ветра.

Его победа над войском первозданного хаоса богини Тиамат дало ему строительную материю для создания земли и неба, которое он по хозяйски запер на засов, чтоб вода с него могла проливаться вниз лишь по велению Мардука.

Потом он отнял у чудовища по имени Кингу таблицы судеб и сотворил людей, чьими судьбами властвовал.

Атрибуты данного божества – топор и стрелы.

Заботясь о роде божественном и человеческом, Мардук царствует и вершит справедливый суд и над богами и над людьми, ему достаточно мудрости и авторитера.

Тешуб – хурритский громовержец, почитавшийся во всей Малой Азии, организующий богов, глава пантеона. Победитель каменного великана Улликумми.

Марту (Иль-Амуррим) — «бог амореев», жившие в степях Северной Месопотамии кочевые племена амореев почитали данное божество в качестве громовержца, насылающего на мир и людей грозы и бури, считался небесным кочевником и варваром.   

Тару – бог погода хаттов (хаттийцев, хаттиан), в общем, жителей древней Анатолии. Считали, что он управляет грозой и молниями, отвечает за рост и развитие растений, процветание людей и благополучие животных. Его Атрибуты – булава и молния, а животный образ — бык.

Пирва – хеттское божество громовик, грозный воин, покровитель царской дружины. Его священное животное – орёл. Сам он на колеснице проносится по небу на небесных своих конях. Поклонения богу Пирве устраивали на возвышенностях, с которыми он был связан.

Адад (Адду) – «гроза», бог-громовик, бог непогоды, насылающий бури, ветра, гром и молнии на  народы древнего Вавилона. Выступал также божеством оракулов и предсказаний. Связан с образом быка. Его именем аккадцы называли созвездие Большой медведицы.

Семитская мифология и Библейские источники

Балу/Ваал – «хозяин», «владыка», семитский бог громовержец, посылающий силы ветров, бури, дождя, грозы и молнии. Балу/Ваала описывали как богатыря, скачущего на облаке, откуда он может поражать своими копьями землю. В аспекте силы его могли изображать в облике могучего быка. Его ритуальный символ в Ханаане – каменный конус.

Прославился как воин, победивший космическое семиголовое чудовище, змея Лотана — в битве был ранен богом смерти и подземного мира Муту, но эта битва в итоге ознаменовала победу сил Добра над силами Зла.

Покровительствовал также занятиям, для которых важно состояния атмосферы – мореплавателям и земледельцам.

В современном мире — демонизирован.

Балу-Хаддад – ипостась божественного Балу, Ваала — бог грома и бури, дающий земле плодородие.

Гад – имя нарицательное, означает некую силу — «наделяющий счастьем», верховный судья, организатор жизни, планирующий ее с высоты своих знаний и положения, нарезающий земельные наделы для своих подданных. Семитский бог счастья и удачи, покровитель городов ханаанских.   

Индия и Иран

Индра (Ашваттха) – сын бога отца, бога Неба-Дьяуса, предводитель индийского пантеона богов, бог дождя и грозы в Ведах, приносящий урожай, наделяющий добром.

Для светлых богов он полководец, обладатель недюжинной силы, хотя и считался младшим среди своих собратьев. Создан для битв и побед над демонами и прочими врагами. Его оружие – метательный диск ваджра.

Он считался дружелюбным покровителем по отношению к людям и к нему часто обращались за помощью, особенно перед боем, чтоб получить героическую силу и мощь, а еще и приятные бонусы победы.  С его дарами было связано и богатство, он распределял трофеи, полученные в боях.

Брихаспати – «господин молитвы», индийское название планеты Юпитер, в то же время нарицательное имя бога грозы, способного раскалывать горы, разгонять тьму, освобождать и очищать пространство от тьмы и демонов. Он двигается по небу в колеснице закона, с ясным голосом, прекрасным языком, и непременно боевым оружием: дубиной, топором, луком и стрелами.

Брихаспати также имеет дополнительное имя – «Гуру», учитель, этот аспект божественного существа имеет источником отцовскую природу – бога культуры Ангираса. В этой ипостаси, орудия Брихаспати – лук и стрелы, тогда он выполняет функции жреца, наставляет богов, его характер – прямой, он не терпит лжи.

Парджанья – индийский бог с именем «грозовая туча», его иногда отождествляют с Индрой. Он защищает людей, при этом наводит на оба мира ужас, его небесная колесница полна воды. Его гром и молнии поражают демонов, но иногда деревья.

Пейруман – иранский бог грозы, грома и молнии.

Тиштрийя (Тиштрия) – «три звезды», божественный стрелок авестийской мифологии, предводитель всех созвездий. Он сражается с демонами засухи и плохого урожая, он освобождает небесные воды, а также падающие звезды считаются пораженными стрелами Тиштрийи. Отождествляется со звездой Сириус в ее связи с тремя звездами пояса Ориона.

Греция

Зевс/Диос – Глава Олимпийских богов, чей день рождения приходится на момент прохождения Солнца по границе между знаками Стрелец и Козерог.

В детстве вывел своих братьев и сестер из утробы Кроноса — на свет из тьмы и мрака Времени (безвременья), потом победил титанов, гигантов и чудовищного Тифона. Всё это стало доказательством, что парень умеет управляться с проблемами, за это все Зевс был избран другими богами Олимпа на царство.

Первая супруга – богиня Метида (мысль) была проглочена Зевсом, чтобы не сбылось предсказание и у них не родился сын, который мог бы в будущем превзойти своего папу.

Сначала был царем всего – жизни и смерти, но потом отдал царство смерти своему брату Аиду.

Зевс порождал последующих богов культурного мира, покровительствовал городам, давая людям законы для справедливого построения общества. Зевс мог посылать сны царям и людям, имеющим авторитет в обществе.

Почитался греками как бог, отвечающий за интеллектуальную и духовную суть человечества, именно он вложил в людей стыд и совесть. Его именем давали клятвы, которые нарушить было – позорно. Он вершит суд над божественным и человеческим племенем, прямо и законно.

Зевс — житель горы Олимп, одним из атрибутов Зевса был Орел, возвышающийся над миром. Его орудия: гром-топор и стрелы-молнии.

В некоторых местечках Греции Зевса почитали в виде и образе дубового дерева, который омываем ручьем.

Рим и Этруски

Юпитер (римский аналог Зевса) – «отец света», «отец дня», царь богов и верховный покровитель государства римского. Атрибуты Юпитера – боевой каменный топор с двумя лезвиями — лабрис и стрелы. Мог собирать Совет богов и пользоваться их помощью. Его право и обязанность как главы пантеона – судить богов и людей.

Его святилища в виде большого камня устраивали на возвышенных местах, где росли деревья. Ему были посвящены праздники полнолуний – иды.

В период Римской Империи, Юпитер — покровитель власти императоров, в капитолийском храме Юпитера проходили самые важные политические и социальные события.

После заката Римской империи, имена греческого Зевса и Юпитера стали практически синонимами, а образы — иденичными.

Тин (Тиния) – этрусский бог громовик, верховный бог, изображается с тремя пучками стрел-молний в руке. Также в его задачи входило решение споров.

В мифологии этрусков различали 11 типов молний, но богу Тинии были доступны лишь 3 их вида. Два типа молний Тин мог использовать по своему усмотрению: молнию предупреждающую о чем-то и молнию удачи. Использование третьей молнии Тина – разрушающей, могло осуществляться лишь с разрешения совета 12 «неназываемых, скрытых» богов. Такая вот небесная бюрократия.

Скифы и славяне

Папай – «отец», «защитник», бог-отец пантеона, прародитель народа скифов, громовержец, к которому можно и нужно обращаться в минуты максимальной опасности.

Багай (Багай Папай) – арийский верховный бог громовержец, про него известно, что он «прилетал и улетал с горы».

Перун – славянский громовержец и глава пантеона, его имя в переводе означает «камень, скала», первооснова, центр Вселенной. Такое имя символически означает грозную власть высшего закона, источник мировоззрения, которое предлагается людям, как основа.

Он проливает на землю и людей небесные дожди. Его влияние расходится на все 4 стороны света, что принято еще соотносить с днем недели «четверг» (когда то он назывался «Перун-день»).

Интересно узнать, что на Руси было предание – якобы у идола Перуна, который всегда устанавливали на вершине, на холме, в руке был каменный топор, из которого во время грозы вылетали огненные искры. Выглядело так, что он мечет молнии.

Перун также связан образом медведя (его называли «медведок»), с деревом дуб и дубовыми рощами.

Святовит (Свентовит) – светлый бог западных славян, бог «земли руянской», глава божественной дружины и всего пантеона, предвидящий.

«Свентовит, бог земли руянской, занял первое место среди всех божеств славянских, светлейший в победах, самый убедительный в ответах».

В городе Аркона стоял храм Святовита, где в центре находился огромный кумир, с четырьмя головами. Его символами также были резные орлы.

Дабог – сербский «царь на земле», дающее божество южных славян, связывает свой народ с Небом. В Сербии есть гора с таким названием.

Стрибог – носитель воли богов, передающий ее на землю, людям. 4 ветра – его внуки. Сочетается с именем Даждьбога, то как оппонент, то как близкий по функциям.

Илья-пророк – «грозный святой», христианский заместитель Перуна, ему подчинялась природа небесная в части ветров, бури, грозы, молний.

Изначально была легенда о вознесении богом библейского пророка Илии на небо в огненной колеснице. А у славян библейский пророк слился с образом Перуна, и гроза – описывалась как громыхающая в небе колесница Ильи-пророка, запряженная огненными конями, а он сам приобрел эпитеты «тученосный», «громовой», «огненный».

Ильин день – церковный и народный праздник, приходится на 2 августа, календарную границу лета.

Германцы и кельты

Эзус – кельтский «бог-господин», громовержец. На барельефе, сохранившем образ данного божества, он замахивается топором на дерево. Есть мнение, что это т.н. «мировое древо» и бог его намеревается обустроить. Кельты считали Эзуса духовным символом всего скрытого.

Перкуния – кельтское божество грозы и молнии, бог громовик, чье имя созвучно славянскому Перуну, прибалтийскому Перкунасу, то есть по смыслу принадлежит к тому же корню, означающему «камень, скала».

Тор/Донар – «гром», название связано с немецким «четвергом», днем планеты Юпитер. Божественный богатырь с рыжей бородой, обладатель огромной мощи, защищающий своих (Асгард и Мидгард) от чужих (всяких ётунов).

Наверное, все знают имя его оружия – магический молот Мьёлльнир, который по принципу бумаранга всегда возвращается к Тору/Донару, что можно проассоциировать с эхом, создаваемым громом.

Его священное животное – медведь.

Легко найти и прочитать истории о битве Тора со змеем Ёрмунгандом. Образ Тора также связан с культом дуба и мировым древом Иггдрасиль.

Таранис – кельтский силач с красивой бородой, известный своим справедливым гневом. Он попирает ногой змея, а в руке держит колесо, как символ небосвода. Только по этим нескольким атрибутам можно сделать вывод, что это, скорей всего, аналог Тора.

Прибалтика

Окопирмс – «самый первый», божество прусского пантеона, стоящий выше других богов, верховный бог.

Перкунас – прибалтийский аналог Перуна, «камень, скала», глава пантеона и бог громовик, помощник бога Неба Диеваса. Изображался в виде гневного мужчины с вьющейся черной бородой.

Его функция — организация пространства, поэтому божество связывают с четырьмя пространственными ипостасями — сторонами света, а также с 7 днями недели. Перкунасу поклонялись на возвышенностях.

Созвездие Большой Медведицы – считается колесницей Перкунаса, на которой он преследует по небу своих врагов.

Торум, Нуми-Торум – «верхний бог», ханты-мансийский аналог божественного громовика Тора, устроитель жизни.

Таара/Тоора – бог грома финского эпоса, также покровитель сражений.

Укко — финский бог-громовик, одет в рубаху грозового цвета из туч, в его руке меч-молния, которым он размахивает. Небесные явления – звезды и радуга  также создаются Укко: огонь звезд высекается из пространства ночи, а радуга – это, конечно же, лук, который Укко натягивает.

Китай, Монголия и Вьетнам

Шан-ди (Шангди) – китайский «верховный владыка», которому приписывали высшую духовную силу, он мог контролировать победу в битве, успех в любых делах, урожай, погоду, разливы рек и т.д. Управлял иерархией других богов, действовал через них.

К нему могли обращаться только лишь правители, обычно это были молитвы о дожде или просьбы одобрить государственные дела.

Храмы Шан-ди были сориентированы на полюс небес и полярные звезды. В них божество никогда не было представлено ни изображениями, ни идолами, только табличкой с его именем.

Хуан-ди – «блестящий, испускающий свет», великое небесное божество Центра, имеет 4 лика, помогающие ему управлять всей вселенной. Изначально Хуан-ди – бог грома, был зачат от удара молнии, и заговорил сразу, как родился. Проводит божественную волю небес на землю, покровительствует роду человеческому, помогает людям.

Его почитают как изобретателя топора, лука со стрелами, его тотемом китайцы иногда называют медведя, а его созвездием — Большую медведицу.  

Юй-ди (Юй-хуан) – нефритовый император, наследник образа и функций Шан-ди и Хуан-ди. Даосское божество, персонифицированный образ ДАО, глава пантеона, владыка небес и человеческих судеб. В его распоряжении находятся все божества и духи.

Тай-и – китайское божество, в средние века почиталось как отец небесной гармонии дао. Являлся посланником верховного бога Неба, управляет всеми пятью сторонами света, предвещает засуху и дожди. В его инструментарии – длинный меч-молния и пояс из жидкого огня с погремушками, чей звук можно услыхать за 10 тысяч ли.

Небесный Тай-и одной рукой, левой — удерживает Большую Медведицы, другая его рука, правая – держит Полярную звезду.

Лэй-гун (Лэй-шень) – еще одно китайское божество грома, его описывали как существо с телом дракона и человеческой головой. Когда он бьет по своему животу – по небу разносится гром.

Другой его образ, появившийся позднее представлял из себя мужчину с птичьими крыльями, лицом обезьяны, но с клювом. На нем висит барабан, в который он бьет молотком, в другой же руке у него долото для наказания злодеев.

Лэй-гун обеспечивает соблюдение закона от имени Высшей справедливости и по поручению Нефритового Императора, прекрасно различает Добро и Зло, грешников и клятвопреступников он убивает ударом молнии.

Хухедей-Мерген – монгольский бог громовержец, грозный. Его стрелы направлены не только против земного зла, но и могут уничтожать демонов. Его созвездием считается небесный охотник – Орион, который охотится на оленей, убегающих от громовержца на небеса и там становящихся   созвездиями.

Тхэн Сэт – вьетнамское божество дождя и грома, свирепого вида носитель огромного каменного топора. Громовержец также выполняет функцию судьи, олицетворения закона, благоприятного для всего общества.

Индейцы

Тонакатекутли – божественный верховный «владыка нашего существования» для индейских племен ацтеков. Вместе с женой Тонакасиуатль считался творцом мира, центром мироздания. Им принадлежало верхнее 13-е небо Омейокан, где они и жили. Эта божественная парочка породила 4 стороны света в виде сыновей, продолжающих родительское творение.

Тлалок – ацтекский бог громовержец, обитатель горных вершин, куда залетают только орлы. Ему служат 4 ветра, каждый имеет собственный характер. Во дворце Тлалока над Мексиканским заливом, где идет образование облаков, имеются 4 кувшина с дождем (связь с 4 сторонами света), и само божество могли изображать в виде наполненного дождем кувшина.

Мишкоатль – «облачная змея», бог звездного неба, божественный покровитель охотников. Его изображают с копьем и дротиками, иногда в виде животного — оленя.

Чак (Чаак) – майянский бог дождя, само его имя означает «топор», то есть инструмент создания грома с небес. Есть версия, что это имя также обозначает «дождь» (юкатекский язык). Мог восприниматься во множественном числе, как Чаки — в виде четырех сторон света. Подобно Тлалоку, держит воду в четырех сосудах, расставленных по углам своего дома.

Вакиньян – представители мифологии индейцев сиу, «крылатые» духи огня, грома и молнии, приносящие грозу и бурю. С ними связана Громовая птица Вокеон, созданная из материи грозовых туч, покровительствующая воинам.

Пиллан – чилийский громовержец, к нему обращались перед боем, чтоб он помог победить врагов, а победив, на пирах восхваляли и одаряли его благодарностью.

Африка

Шанго – африканское божество, громовержец, его еще называли Дзакута, что означало «метатель камней». Есть такие предания, в которых рассказывают, что именно Шанго бросает каменные топоры, которые иногда люди находят на земле. Именно поэтому данные артефакты считают священными и используют их в качестве защитных талисманов.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Евгения Горева
*Гороскоп ЛИЧНОСТИ** Гороскоп ПАРТНЕРСТВА** Гороскоп на ГОД** Определение ТОТЕМА по вашей карте рождения** Анализ влияния на вас ВЕРХНЕГО Зодиака** Подбор наилучшего ИМЕНИ для новорожденного** Выбор НАЗВАНИЯ для организации** Диагностика ваших жизненных ситуаций и перспектив на картах Таро** Экспресс-ответы на срочный вопрос** Кем вы были в прошлой жизни** и др.