Боги относящиеся к чистой стихии огня имеют марсианскую природу и символически относятся к знаку Овен, кардинальному знаку огненной стихии.
Огонь отличается от остальных стихий тем, что способен уничтожить все живое, но будучи покоренным, «добытым» человеком становится символом овладения миром и его сознательного преображения. Огонь – помощник людей, который согревает, освещает пространства для жизни, помогает в приготовлении еды и отпугивает дикие силы природы.
Навигация по статье
Боги и существа огня в мифологии разных стран
Египет

Сехмет — огненная львица
Сехмет – могучая львица, египетское божество войны и палящего солнечного огня. Её огненную природу используют «вышестоящие» боги дабы наказать человеческий род, но если она разойдется в своей силе, её потом сложно остановить. Пламя дыхания Сехмет уничтожает все живое. Ассоциируется с засухой, избытком стихии огня, нарушением гармонии и баланса природных стихий.
Уто – солнечное око, огнедышащая змея, сжигающая на пару с Сехмет божьих врагов, просто напросто превращая их в пепел. Владеет колдовской силой огненной стихии.
Махес – сын бога солнца Ра, бог войны с головой льва, его называли «львиный господин» или «алый господин». В храмах на изображениях его располагали с Сехмет и Баст (боги с львиными, кошачьими чертами).

Махес — алый господин
Упес – египетская богиня чистого пламени, которое сжигает все, что несет в себе опасность для человека – болезни, врагов.
Греция
Арес – кроме того, что Арес (он же Марс) – греческий бог войны и разрушения, «беснующийся» и «запятнанный кровью», носитель копья и горящего факела, сын Зевса, которого отец недолюбливал. Он также символ влюбленности, разжигания пламени любовной страсти. Это пламя соединило сердце бога огня и Афродины – его возлюбленной, и эта любовь была неугасаемой. Ведь именно от их любви Афродита родила прекрасных созданий — Эрота и Гармонию.
Рим и Этруски
Павор и Паллор – два огненных божества Древнего Рима, являющиеся спутником и возницей бога войны Марса, связаны с разрушением и наведением страха. Страх и трепет. Позднее преобразовались в греческих Деймоса и Фобоса – страх и ужас.
Скифы и славяне
Рарог – славянский огненный дух, участвует в культе огня очага. Представляется в виде огненного вихря, птицы или дракона, чье тело сыплет искрами, пламенеет, изо рта испускает сияние.

Огненный сокол Рарог
Страх-Рах – огненный ветер-суховей, обращение к духу которого использовали в заговорах. Ассоциируется с огненной птицей Рух.
Ярило/Яровит (ярый – сердитый, горячий, огненный) – бог весеннего солнца, первых гроз и плодородия, своим огнем пробуждал природу от сковывающих сил зимы. Ярила, семиликий и босоногий ехал на солнечном коне по полям, держа в руках пробужденные колосья, отрубленную голову врага и золотой солнечный щит, который блестел огнем.

Иллюстрация к сказке П.Бажова «Огневушка-поскакушка»
Огневушка-поскакушка – сказочный персонаж, могла выглядеть как огоньки на земле, огненный шар, рыжая кошка, прекрасная девушка с рыжими или алыми волосами, золотыми глазами. Также подобно саламандре могла принимать вид огненной ящерки, которая танцевала в костре или в очаге.
Её появление или танец в виде огоньков на земле обычно предвещал нахождение в этом месте золота.
Семиты и Библия
Рашап, Решеф – это имя означает «пламя», является как богом огня семитов, так и богом войны. Его атрибуты – чисто воинские: боевой топор, копьё и щит. Его воспринимают убийцей и губителем жизни, способным наслать мор на людей.
Серафимы – высший ангельский чин, существа наиболее приближенные к богу. Их природа – пламенная, горящая любовь.
Серафимы находятся в постоянном движении вокруг божественного и озаряют все вокруг жаром от своей быстроты и бесконечности полёта, способны возвышать и уподоблять себе низших существ, воспламеняя их сердца, а также очищать их «подобно молнии и всепожирающему огню». Их образ световиден и обладает неприкрытостью и неугасимостью» (Дионисий Ареопагит)
Двуречье и Малая Азия
Гибил – шумерский бог огня, его аналог – аккадский Гирра. Это имя означает «горячие угли». В образе этого божества несколько огненных аспектов – он может нести людям свет и исцеление, в его энергии сгорает колдовство и очищается истинная природа человека. Но он же может нести пламя войны и гибелен для жизни.
Эрра, Ярри – огненный бог мора и войны шумеров, носитель стихии разрушения.
Иршаппа – божество огня и молний хурритов, разрушитель. Владеет светом, огнем, пламенем.
Индия и Иран
Атар – пылающий, несущий в себе космические силы огня, это духовный, божественный огонь. В Иране он считается божественным существом, имеющим тело, полное огненной энергии. Всегда есть опасность, что духовная энергия данного существа погаснет, она смертна и постоянно подвержена угрозам со стороны сил тьмы и зла. Его задача не погаснуть, пока силы зла не побеждены.
Агни («огонь» – санскрит) — имеет триединую природы, его изображают с тремя головами и тремя языками, считалось, что он также имеет три жизни. Говорят, что он рожден от самого себя, что вкладывает особый смысл в его образ, подчеркивает независимость и первозданной жизненной силы огня.

Асура Агни
Агни — дух-пламя с неистовым и страшным характером, это мужской огонь, изначально представляет собой стихию, которая не знает золотой середины, она или безудержно добрая или бешено злая. Но этом уровне Агни – асур, бог изначальный, и именно он создатель бога войны Сканды, наделивший его глазами и душой. От него же богиня Кали получает свое копьё.
Однако, далее в «Ригведе» огонь Агни представлен как «обладатель всех сил», «бог, которому известны все дороги» и добрая, укрощенная стихия, которая уже символизирует духовный свет, горящий внутри человека, как божественного творения. В этом аспекте известно другое имя бога Агни – Вайшванара, эта та его ипостась что сокрыта внутри каждого человека.
Кали – разрушительный аспект Шивы и темная Шакти, связана с Агни, богом огня и войны. Сама считается божеством и символом разрушения, многорукая богиня.

Богиня Кали в огне
Маруты – сыновья бога грозы Рудры, представляют собой огненных юношей, одновременно прекрасных и ужасных. Во время грозы они вооруженные носятся по небу в колесницах, и наводят страх на людей, гнут деревья, сотрясают крепости. С ними ассоциируются грозовые тучи.
Германцы и Кельты
Сурт – огненный великан, его имя означает «черный, смуглый». Он владеет и правит одним из девяти миров, огненным царством Муспельхейм. Искры их этого мира породили земную жизнь и звезды. Его оружие – огненный, пламенный меч.

Саламандра
Саламандры – одно из мифических легендарных существ, известное средневековым алхимикам. Её описывали как элементаль, дух огня, который люди могут видеть в образе небольшого дракончика, купающегося в огне или огненной ящерки. Однако, было мнение, что саламандры могли как распространять огонь и превращать в пепел все, что угодно, так и гасить огонь — потому что их тело холодное, а не горячее.
Прибалты
Айтварас – балтийский дух огня, насылающий кошмары, связанные с пожарами и разбушевавшейся стихией огня. Изображался в виде огненного петуха или змея, которого нельзя было убивать, это означало вызвать пожар. В этом образе и отношении к нему заключался страх человека перед огнем.
Китай и Япония
Хо-син – «звезда огня» китайской мифологии, изображается свирепым трехглазым воином с шестью руками, в каждой из которых держит оружие. Кроме того, у него два лица – то, что впереди имеет огненный, красный цвет, оно пылает огнем, когда Хо-син ведет себя неистово на поле битвы.
Второе его лицо расположено на затылке, это тайное лицо красиво и благодушно, с ним он выступает как добрый дух, способный предотвращать пожары.
Чжу-жун – «огненная змея», китайский бог огня, является помощником Янь-ди бога Солнца. Считался управителем юга, как огненной стороны света.
Се-тяньцзюнь – «небесный правитель Се», бог планеты Марс, обладает магической силой огня. Изображается трехруким и трехголовым.
Кагацути – японский бог огня и кузнечного дела, когда рождался, убил собственную мать, сжег её лоно. За что был разрублен своим отцом на 8 частей, из которых возникли 8 вулканов. А из его крови, которая капала с меча отца, возникло много других богов. С моментом его рождения завершается конец Эры сотворения Мира и начинается смерть всего живого.
В древности японцы молились Кагуцути с целью смилостивить его и получить защиту от пожаров.
Индейцы
Шиутекутли – бог древних индейских культов, связан со светом и огнем, у ацтеков властелин вулканов и божество огня. Изображался с огненным лицом, красного или оранжевого цвета, на голове носил курильницу. Ему подчинялся весь огонь, вся огненная стихия: огонь небесный, земной и подземный, огонь домашнего очага.
Он присутствует во всем сущем, как свет в темноте, тепло в холоде, жизнь в смерти, поэтому особо почитаем.