Навигация по статье
Пирамида богов
На основе похожих друг на друга сюжетов земных мифов о Творении Вселенной, мы можем предположить, что когда-то первоматерия (первичный хаос) была разделена богом-Абсолютом на свет и тьму, землю и небо, верх и низ.
Верх, небо, свет – становятся тем пространством и той субстанцией, откуда и с помощью которой идет процесс дальнейшего творения.
Конечно, это не происходит само по себе, нужны определенные программы и/или разумные создания, которых в человеческих этносах принято называть богами того или иного уровня, с присущими им функциями.
Божество, создавшее небо (отделившее его от земли) — является изначальной иерархической верхушкой, его функции связаны с отцовским образом творца-прародителя, от которого повелись и другие боги-дети.
Есть и версия, что следующее поколение богов – вовсе не родные дети демиурга, а новые божества другой природы, захватчики…
Как бы там ни было, астрологически, демиургам соответствует воздушная стихия знака Водолей и функции планеты Уран.
Бог творец в мифологии разных народов
Славяне
Род – первотворец и великий отец славян, сам появился из вселенского яйца, сотворил три мира Правь, Явь и Навь. Светлые боги — Дети Рода пребывают в Прави, тогда как Явь – проявленный земной мир, Навь – мир духов бесплотных. Все три мира едины, Род пребывает во всем и неотделим от всего.
Своим Духом призвал вибрацию любви, богиню Ладу, которая в виде птицы стала его вестницей.
Сварог – славянский бог неба, первый сын Рода, бог-творец, почитался за справедливость. Отец богов, верховный управитель божественного пантеона славян после ухода отца, бога Рода на покой.
Его жена Лада, богородица. Их дети: Перун, Леля, Жива, Морена, Лель, Полель.
Сам Сварог – высшая творческая сила, распространяемая им на мир Яви. Про него известно, что он сбросил людям с неба, из своей небесной кузницы — кузнечные инструменты. Видимо это означало дар творить и преобразовывать материю.
Дий (патер Дий, Дый) – почти забытый божественный покровитель ясного неба, пространства и простора. Также охраняет потаенную мудрость и древнюю Истину Небесных Богов.
Хранитель творческой силы, связанной с землей Деей (находилась между Марсом и Юпитером — разрушена, на её месте сейчас пояс астероидов), которую также называли землей Сварога. Делайте выводы, возможно Сварог — это и есть патер Дий.
Египет
Шу – «пустота, свет», бог воздуха в Египте, он был тем, кто разъединил Небо и Землю – Нут и Геб. Просто поднял Нут над головой и удерживал её там.
Нут – египетская богиня далекого неба – космоса. Космическая корова, чьим молоком являлся млечный путь и которая каждый день поедала светила, собственных детей – Луну и Солнце.
Считалась также богиней воды, так как владела небесными водами. Изображалась женщиной, чьи руки и ноги касались земли, а тело простиралось по всей широте горизонта, как крыша, купол. Внизу могли изображать лежащего Геба, а между ними Шу, разделяющего их.
Мут – древнеегипетская «мать», богиня неба, супруга, мать и дочь солнечного Амона. Её изображали женщиной с коронами на голове и птицей грифом, который был также её иероглифом.
Птах – «скульптор», «архитектор», «тот, кто в вечности», египетский демиург, находящийся за пределами творения. Его культ был распространен не только по всему Египту, но и в Синае, Палестине, Нубии.
Согласно «Памятнику мемфисской теологии» — книге, написанной жрецами Мемфиса, именно его мыслью произведены 4 пары первых богов, он сотворил Свет и Истину.
Малая Азия, Двуречье
Ан – шумерский бог — создал небо и дал повеление появиться всем другим богам. В тот момент он был в единстве, слитым с энергией Земли-Ки.
Бывает враждебен к людям, может создавать демонов (олицетворение туч и разных небесных явлений связанных с затемнением, затмениями).
Постепенно Ан перестает участвовать в мифологических сюжетах шумерского этноса, хотя остается высшим божеством, но ему на смену приходит заместитель – Энлиль.
Энлиль – «господин Дуновение», первый сын Ана, также высший символ небесной божественной природы. Именно он отделил свою мать Ки-Землю от отца Неба-Ана. Демиург Ан, связанный с вечностью, выполняет свою роль творца и созидателя с помощью Духа, мысли, слова – все это является основой Энлиля.
Как и его отец Ан, не любит людскую суету и может насылать на бессмысленно суетящихся людей всевозможные кары: ураганы, потопы и пр.
Индия и Иран
Дьяус — «свет дня», «сияющее небо», от которого происходит все сущее.
Дьяушпитар – похоже, другое имя Дьяуса, «светозарный отец» по древней вере арьев, первый и единый бог, творец Вселенной. Молитвы ему были предельно просты, жертвой было лишь выражение ему благоговения. Постепенно его заслонила богиня-мать Адити – свободная и вечная, она могла рожать Богов и Духов (дэвов). На смену Адити пришел Варуна.
Варуна – «всеохватный» бог-вседержитель, заполняет все пространство самим собой. Именно так он когда-то смог разделить Небо и Землю, Дьяуса и Прихвити, и теперь является посредником между ними. Всезнание ему обеспечивает наличие глаза-Солнца.
Инструментом действий Варуны служит «майя» — бесконечное, неостановимое проявление форм с помощью мысли и слова, изменение этих форм, разрушение их. Он сотворил и хранит мир от хаоса, может пропускать в него вибрации творчества и магические стихии.
Также Варуну называют божеством космических, небесных вод, он не только проливает дожди на землю, но и создает моря, наполняет их водой, прорезает русла рек.
Его относят и к богам-дэвам и к демонам-асурам С Варуной в Индии связывают созвездие Ориона.
Варуну и Дьяуса постепенно заменил бог Индра, к нему перешел культ предшественников и их функции творца.
Ахурамазда (Ормазд) – «премудрый господь» зороастрийцев, иранское верховное божество, сотворивший мир своей мыслью, отец богов. Повелевал двенадцатью ахтарами, то есть изначальными силами жизни, что символически связано с 12-ю знаками Зодиака. Солнце считалось его всевидящим оком.
В священной книге «Авесте» сказано, что он безначальный и пребывает в бесконечном свете, создатель всего и устроитель мира.
Его образ и опора – небесная твердь, полная звезд, он владеет всеми небесными водами.
Ахурамазда является отцом истины и праведности, и всего благого, в отличии от брата, которому всегда противопоставляется — Ангра Маинью (Охримана), злого Духа.
Праджапати (Брахма) – индуистский отец всех богов, Абсолют, который сам был рожден из золотого яйца, а потом породил мир стремлением Духа из своего семени:
Праджапати — стал «владыкой творения», поддержал землю и небо, укрепил солнце, измерил пространство, дал жизнь и силу.
Семитская мифология и Библия
Баалшамем – «хозяин небес» у семитов, который имел характер то добрый, то карающий. Его заменил победивший его сын Эл (Илу).
Саваоф – высший и единый бог, отделивший свет от тьмы, совторивший небесный свод, потом сушу. И когда он «увидел, что это хорошо», то занялся и другими творениями. С него начинается Библия. Равный ко всем созданиям.
Греция
Уран – «небо, верхний, возвышающийся». Хотя по сюжету греков, его мать-жена Гея появилась раньше него и сама родила себе мужа.
Уран — отец-прародитель жутких чудовищ, а также первого поколения богов-титанов, которых было 12: шесть пар — мужского и женского пола. Его дети-титаны Кронос и Рея рождают следующее поколение — богов Олимпа.
В мифологии Урана обвинила его супруга Земля-Гея за то что он постоянно создает чудовищ, которые не устраивают его самого. И тогда с глаз долой, он прячет неудачных отпрысков в её чреве. В этом конфликте Кронос оскопил своего отца, что символизировало окончательное отделение Неба от Земли.
Рим и этруски
Янус – римский всемогущий бог неба, якобы возник из бесформенного шара и начал сотворять мир. Редкое по организации – двуликое божество, причем одно из лиц направлено к неведомому бытию, а другое к своему созданию — нашему земному миру.
У Януса было 12 алтарей, можно связать это с 12-ю месяцами, 12-ю знаками Зодиака.
Символом Януса считались арки, как образы небесного свода. Поэтому, неудивительно, что в более поздние времена человечество приписало ему более прикладную функцию – охранительную. Он ведал всеми вратами, всеми входами и выходами.
И вторым символом Януса являются ключи, открывающие врата любых явлений, которые посылает Небо людям, что ассоциируется с ключами христиан от рая.
А из-за его связи с небесными водами, мировым океаном, был и третий символ Януса – судно, корабль. К слову, жена Януса – нимфа Ютурна считалась богиней вод, а их сын по имени Фонсу – почитался как создатель всех земных рек, водных источников и даже фонтанов.
Кулсанс – первотворец этрусской мифологии, аналог Януса, но не с двумя, а аж с четырьмя лицами, что символизировало всеохватность внимания и способность знать всё.
Диовис патер – древнее римское божество светлого неба. Подобное имя есть у славян – Патер Дий.
Германия и кельты
Тюр – высший создатель мира, пожертвовавший ради него своей правой рукой, оставив её в пасти злобного волка Фернира — в залог того, что чудовище даст себя посадить на цепь. Цепь оказалась не простой, а волшебной, и Фернир, поняв, что это кранты — ведь его злую силу связали до конца времен, откусил руку Тира.
Символически правая рука может означать активное влияние и управление миром. Лишившись её, демиург, остался отстраненным от своего творения.
Тиу (Ирмин) – западногерманский хранитель Вселенной, тот же Тюр, только с измененным именем. Ему были посвящены стволы самых высоких деревьев и сделанные из дерева колонны, как образ связи Неба и Земли.
Прибалтика
Диевас – бог сияющего неба балтийского пантеона, «самый первый». Именно он считается стоящим над всеми богами, но не имеет непосредственного влияния на человеческие жизни, в этом его заменяет Перкунас.
Укко – у финнов это даже не бог-отец, а дедушка — держатель небесного свода, муж бабушки-Земли, с которой они дополняют друг друга, как сказочные старик со старухой. Луна и Солнце – являются глазами Укко.
Ильма, Ильматар – «воздух», богиня — участница творения мира, дева неба, на коленях которой Укко поместил гнездо, в котором утка свила 7 яиц. Из этих яичек потом были созданы звезды, светила, земля, которую сама Ильмарен совершенствовала, добавляя детали. Мать Вяйнямёйнена.
Ильмаринен – «погода, небо», финский демиург, называемый небесным кузнецом, а небо – считается его кузницей. Действующий в паре с Вяйнямёйненом (дорогой которого называют Млечный путь), вместе они творят человеческий мир и мир стихийных сил природы.
Китай, Япония и Монголы
Тянь-ди – китайское небо «Тянь», считается изначальной божественной силой, из которой происходят пять основных стихий существования мира. «Ди» — бог. То есть имя «Тянь-ди» — небесное божество, всезнающий верховный владыка, который посылает людям как награды, так и небесные кары.
Юй-ди – нефритовый император, в даосском пантеоне является верховным божеством. Его образ – мудрец, управляющий небом и людскими делами. Его царство устроено сложно, как и китайский бюрократический корпус в людском мире.
Пань-гу – первопредок китайской мифологии, который, как и многие изначальные боги появился из вселенского яйца. И давай махать топором, творя и отделяя небо от земли.
И еще какое-то время следил, чтобы Небо не свалилось на землю, подпирал его. И в конце концов, убедившись, что все хорошо, спокойно умер, а точнее — превратился во все сущее, стал всем.
Хормуста – родственен Ормузду, верховный отец монгольского пантеона, владыка горы Сумеру. В бурятской мифологи Хормуста — прародитель 55-ти духов-тенгри и Гэсэра.
Тенгри – «небо» монгольских мифов, представляющее собой группу всеведающих и вездесущих духов, которые создают и олицетворяют всё сущее, все грани и аспекты бытия, светлые и темные. То есть, они уже вторичный творец, не тот, кто сделал, а те, кто переделывают Небо и Землю.
В более поздних верованиях сказано, все тенгри живут на вершине так называемой мировой горы и воюют с асурами.
Индейцы Америки
Таронхивагона – «держащий небо», является верховным богом племени ирокезов. Причем по их поверьям небо имеет характер тверди, обрамляющей мир и на которой держится мир. За небесной поверхностью остается хаос, небом отделяется тьма, оно хранит землю и людей от нашествия темных сил.
Кроме того, небо воспринимается как ворота – голубая арка, через которую проложен путь в неведомые места. Ключами от этого прохода владеет всеведающий Таронхивагона.
Чиминигагуа – демиург индейцев Колубмии, начал с излучения света из самого себя. Далее были созданы птицы, которые должны были разнести сияние Чиминигагуа по всему миру. Когда и это было сделано, он приступил к созданию светил – Солнца и Луны и всего остального.
Авонавилона – создатель мира в верованиях индейцев Северной Америки. Пребывая в изначальной тьме произвел мысли, которые создали зародыши будущей жизни.
Аронгиате – высшее божество и небо индейцев-гуронов, которое всё видит и всё знает — как происходящее на земле, так и в человеческой душе. Кроме этого, Аронгиате управляет временами года, ветрами и волнами.
Его именем гуроны скрепляли свои обещания, призывали божество в свидетели клятв. Может жестоко наказать за ложь и обман, и даже за злые мысли.
Тонакатекутли – «владыка нашего существования», сотворивший мир на пару со своей супругой Тонакасиуатль. Считается что эта чета живет на самом высшем 13-м этаже неба. Слишком высоко сидят, поэтому люди их помнят, но специального культа у этих божеств нет.
Новая Зеландия
Ранги – божественное Небо, которое в единой связи с Папой (Земля) произвело всех существ. Но так как супруги не хотели разжимать своих объятий, то мир пребывал во тьме.
Пришлось детям, а конкретно Тане-Могуте, который считался божественным отцом лесов (символ Мирового Древа), разлучить родителей. Но они, хотя и стали существовать врозь, продолжают любить друг от друга, и в пространстве их любви происходит и развивается вся жизнь.
Африка
Нионгмо – божество негритянских племен Золотого берега, небо, дающее жизнь. Он всегда был и будет, он создает и посылает земле и людям оживляющий свет и воду дождя. Облака, бегущие по небу воспринимаются как покрывало Нионгмо, звезды на ночном небе – как украшения для его лица.
Именно Нионгмо создатель других богов, его дети «вонг» – воздушные духи, замещающие его во многих функциях. Вонг освобождают отца от земных беспокойств и позволяют ему величественно восседать в небесных покоях. Он старший и высший бог, люди его почитают за это, но больше обращаются к его детям, почитают их активнее.
Нианкупон – «высший бог», «погода» западных африканцев, это слово обозначает как имя верховного творца, так и место, пространство, куда уходят души людей после их смерти.
Олорун – «хозяин неба» племен иоруба, который когда-то создал небесный свод и мир. Но сейчас так далек от всего этого, что в дела земли и людей не вмешивается, передав все эти хлопоты Обатале, своему сыну — гермафродиту. Неудивительно, что люди вдвойне чтут Обаталу – как своего покровителя и посредника между ними и творцом, просят милости и задабривают его жертвами.
Суку-Ваканге – ещё один верховный бог африканских племен кимбундов в Конго, за которого все дела ведут даже не его дети-боги, а духи умерших людей – «килуху».
Так как духи по большей части злы и мстительны, добрых и порядочных среди них мало, то верховный папа Суку-Ваканге периодически спускается с небес. И наводит «шороху», устрашая всех и убивая громом особо провинившихся духов. После чего снова возвращается в состояние покоя на своих небесах, — на то он и «верховный».
Таким образом, боги создатели Вселенной сделали многое:
- отделили наш мир от первичного хаоса, и небо от земли, — как источник света и сияния;
- проложили нити связи между небом и землей в виде разных стихий и явлений;
- свободной мыслью сотворили пространства мира и создали существ, которых можно считать экспериментальными творениями.
Они — первые демиурги, которые давно уж не с нами. Или им самим это больше не интересно, либо следующие поколения богов – их детей (или «гостей»-захватчиков) вытеснили и заместили их…
Но возможно, это и означает, что потребности у человечества в качествах и способностях тех первых богов — не осталось…
…Напрасно всматривается риши в туманную глубину. Его народ и он сам уже слишком далеко отошли от Источника высшего знания.
Светозарный Отец, Дьяушпитар, стал для них бледной тенью, абстрактным понятием, растворился, исчез, заслоненный исполинским телом Матери-Природы и полчищами рожденных ею адитий…
(Александр Мень. Магизм и единобожие)
А почему ничего нет про Вишвакармана (санскр. विश्वकर्मन्, viçvakarman IAST, «творец всего») — в индуистской мифологии божественный мастер, творец вселенной.
Впервые Вишвакарман упомянут уже в «Ригведе», где ему посвящено два гимна (РВ Х, 81; Х, 82), автором которых выступает он сам.
Так же нужно было написать про Тайшан Лао Цзюнь (太上老君) бога творения в даосизме.