Божественные кузнецы. Боги ремесла. Боги мирного договора. Боги культуры и искусства. Птах, Кусар-и-Хусар, Ишум (Иштаран), Хасамиль, Митра (Мифра), Брахма, Бхага, Айрьяман (Арьяман), Тваштар, Вишвакарман, Агни, Матаришван, Атхарван, Эйрена, Фемида, Гименей, Гефест, Квирин, Пакс, Термин, Конкордия, Минерва, Юстиция, Вулкан, Велханс (Сефланс), Хеймдалль, Риг, Форсети, Митотюн, Тевтат, Луг, Ллеу, Вёлунд, Гоибниу, Гофаннон, Лигичус (Лито), Ильмаринен, Кальвис, Телявель, Сварог и Сварожич, Кузьмодемьян, Кий, Фу-си, Суй-жэнь, Амацумара, Кецалькоатль, Шиутекутли
Это боги вторичного творчества, они уже в сотворенный первобогами мир, опускают матрицу, творящую миропорядок, культурную цивилизацию, в которой отражены и высшие законы и космическая гармония и вселенская красота.
Это боги мирного договора, баланса, гармонии – их задача примирить враждующих, создать модель для мирной жизни, создать законы общества, оберегающие его от военных конфликтов и катастроф, удерживающие в рамках страсти, болезни и смерть. С этими богами тесно связаны принципы справедливости и правосудия, этики и красоты.
С данным типом богов связана магия порядка, но она касается не природного устройства, а именно человеческих отношений, поддержания в человеческом мире равновесия между силами добра и зла — с помощью культуры, соглашений, границ, регламентов.
Именно представители это божественной формации, связанной со знаком Весы, не только дают людям законы, но и в образах божественных кузнецов приносят огонь, обучают искусству и ремеслам для построения новой жизни, более удобной и гармоничной. И именно эти боги «куют свадебки», как супружеское соглашение между мужчиной и женщиной.
Навигация по статье
Египет
Птах — «ваятель», божественный покровитель искусств, ремесел и металлургического производства. Бог правды и порядка, которые произошли от него.
Изначально считался сотворителем мира, который родился и оформился в его сердце, потом был произнесен, описан в словах, и исполнен в виде городов и храмов. Он же создал себе исполнителей — восемь божеств. В итоге Птах, как абстрактная матрица, упорядочивает свое творение и объединяет-успокаивает всех нижестоящих прикладных богов.
Семиты и Библия
Кусар-и-Хусар – «мудрый и умелый» семитский божественный кузнец, который остальным божествам строил дворцы для жилья, а также считался изобретателем множества прекрасных предметов. Имея склонность к компромиссу, своими делами служил и «вашим, и нашим», заботясь об общей гармонии, справедливости и равных возможностях.
Малая Азия и Двуречье
Ишум (Иштаран) – брат солнечного бога Шамаша, аккадский божественный огонь, советчик богов войн и болезней Нергала и Эрры, усмиряет их разрушительные силы. Его называли не просто богом огня, а «доброжелательным богом огня», а еще «ночным сторожем», «вестником, служителем ночи», связанным с факелами (атрибут данного божества). Его роль в обществе усиливалась во времена войн и политической нестабильности.
Хасамиль – бог-кузнец хеттов, связан с подземным огнем, существует в ореоле таинственности, как он сам, так и его деяния. По легендам именно он сковал для Солнца очаг, именно его люди зовут на помощь при строительстве храмов.
Индия и Иран
Митра (Мифра) – дружественность, то, что связывает. Митра поддерживает равновесие между силами добра и зла, выражает идею соразмерности, мира и согласия. Провозглашает равенство всех, посвященных в его потоки, а также несет идею соблюдения закона равно ко всем существам – к своим и чужим, к дальним и ближним, к праведникам и злодеям.
Именно Митрой каждому государству на Земле отведено его место, которое не следует нарушать, иначе, конечно же – жди божественной кары…При этом отмечается, что действия данного божества – мягки и ненасильственны.
Это божество изображали со свитком договора в руке – под его невидимым присмотром находятся все договора в мире (в том числе брачные), их подписание и процесс исполнения.
Брахма – данное божество олицетворяет абстрактное понятие космического закона, проецируемого на человеческий мир, демиург культурного типа, многоликий. Брахма – близок людям, к нему обращаются с просьбами, за советами, за утешением.
Бхага – «доля», «часть», «наделитель». Бхага является хранителем брачного договора, отвечает в первую очередь за материальное обеспечение молодоженов, так как его функция распределить дары и удачу между людьми, по справедливости.
Айрьяман (Арьяман) – это смысловой «двойник Митры», в его образе обожествлены понятия дружественности и гостеприимства. Он связан с божественным законом ритой, хранитель ритуалов, на которых строится жизнедеятельность общины. Отвечает за общественное благополучие. Организатор человеческих взаимодействий, и на основе принятых в обществе законов, создает супружеские пары, выбирая подходящих друг другу людей.
Тваштар – «творец», божественный кузнец, ваятель, владеющий и ведающий всеми формами космоса и способностью их изменять. Именно он выковал золотые руки Солнца-Савитара, железное оружие для Брихаспати (божество молитвы и жертвоприношения, персонифицирует планету Юпитер), палицу для Индры (царь богов и повелитель небесного царства). Владелец напитка бессмертия богов – сомы. Учредитель браков, и законов и ритуалов, сопровождающих эти взаимоотношения.
Вишвакарман – «творец всего», один из эпитетов творца Тваштара, принес себя в жертву, чтобы сотворить мир (сделало мир из себя, растворился в нем в виде закона). Как поэт, наделил вещи своими именами, мудрец и жрец, проводник божественных знаний. Владеет строительными специальностями, которые использовал для построения не только небесных дворцов для богов, но и подземных городов для демонов. Он же изготовил и вручил топор богине Кали. Божественная колесница – тоже его изобретение.
Агни – «веселый бог, рожденный на радость людям», огонь, который ассоциируется с источником жизненной силы, огненной энергии бессмертия, законом жизни. Посредник между богами, объединяет супругов. В ритуалах жертвоприношений, медитациях, состоянии «потока» — объединяет намерения богов и людей. Символ единого духовного огня, который распределен между всеми существами.
Матаришван – божество периода Ригведы, принесшее из воздушного пространства на землю огонь Агни, что делает его сходным с героем Прометеем. Часто является эпитетом самого бога Агни. Также считается великим божеством семьи, соединяющем мужа и жену.
Атхарван – сын Брахмы, получивший именно от своего отца священное знание. Родоначальник жрецов и их божественный покровитель. Первый, кто добыл священный Агни с помощью трения и научил свою паству ритуалу жертвоприношения.
Греция
Эйрена – «мир», «спокойствие», божество согласия между разными странами и народами, поддерживаемого законом и договорами. Аналог римской богини Пакс.
Фемида – мать Эйрены, греческая богиня правосудия, вторая супруга Зевса. Именно она первой организовала ритуалы жертвоприношений, божественных обрядов. Изначально изображалась с рогом изобилия (в дальнейшем римляне заменили его мечом) и весами. Весы Фемиды – символ закона, инструмент правосудия, который взвешивает добро и зло, сотворенные конкретным человеком при жизни.
Гименей – божественный покровитель брака, непосредственно брачная песнь создающегося союза между мужчиной и женщиной. Изображался с факелом и венком.
Гефест – знаменитый хромой бог-кузнец, стараниями и мастерством которого боги получили свои светлые чертоги из золотого огня. Родился безобразным, за что его мать, богиня Гера сбросила его с Олимпа на землю. Однако, хромой на обе ноги, Гефест смог реализовать свои способности среди богов и людей, и даже взял в жены главную красотку греческого пантеона – Афродиту (правда она была изменщицей коварной…).
Именно Гефест считался создателем молний, которые его отец Зевс удачно использовал в собственных битвах, именно Гефест соединял подземное царство и Олимпийских небожителей, именно он мирил отца и мать в моменты их ссор, выступая посредником.
В период развития человеческого общества, когда уже можно было заниматься творчеством, не связанным с обеспечением жизни, Гефест стал покровителем не только металлургии, но и всех остальных ремесел и искусств.
Рим и Этруски
Квирин – изначально воинственный хранитель государства, спокойный, мирный лик бога Марса (тогда как Градив – его яростный лик, гневный). Впоследствии Квирин — бог мирных договоров, закон, который примиряет. Под его покровительством находятся все общественные институты, поддерживающие мир и справедливость общинных принципов, цивилизованные способы разрешения конфликтов. Римских граждан называли квиритами — происходит от имени данного божества.
Пакс – богиня мира, наступающего после подписания мирного договора между прежде враждующими сторонами и укрепление их взаимоотношений.
Термин – имя этого божества означает «граница», он поддерживал мир между соседями с помощью охраны межевых знаков, разделявших земельные участки. Граница и ее соблюдение стояли на страже добра, отделяя людей вражды и разрушения, ввергающих общество в первичный хаос.
Конкордия – две базовые части общества – патриции и плебеи, примирившись, создали в народной памяти точку отсчета для последующего установления первого храма этой богине. После чего, римляне, каждый новый важный договор между гражданами скреплял строительством храма в честь Конкордии.
Минерва – в древнем Риме это была божественная покровительница интеллигентных и творческих профессий: врачей и учителей, литераторов, музыкантов и актёров.
Вулкан – изначально бог небесного огня, в период расцвета ремесел, использующих огонь, стал покровителем плавильного, кузнечного и литейного дела. Его отождествляли с греческим богом Гефестом. В его честь сжигали трофейное оружие. «Факельщик свадеб», бог хранитель и покровитель семьи, а еще он мог отсрочить человеческую смерть на 10 лет.
Из-за того, что считалось — мастерские Вулкана находятся под землей, под горами, то природное явление, когда огонь, дым и лава вырываются из горы наружу, назвали в честь данного божества.
Велханс (Сефланс) – этрусский бог подземного огня, имеющий профессию кузнеца, родственный образу римского Вулкана.
Юстиция («правосудие») — богиня правосудия, которая при гибели прошлой цивилизации, последней покинула землю, залитую кровью (так глаголят легенды)…Римский аналог богини Фемиды, которой завязали глаза, вместо рога изобилия в одной руке у нее теперь меч, как карающий инструмент, а в другой – остался инструмент меры и справедливости, весы.
Кельты и Германцы
Хеймдалль – сын Одина и девяти матерей, божественный покровитель общины. Связан с мировым древом, соединяет противоположности – хранит силу земли под корнями древа и небо над его ветвями, исполняя волю закона, который выше его самого. Именно Хеймдалль должен протрубить в свой золотой рог и дать сигнал о конце этого мира, что будет означать — произошло грубое и непоправимое нарушение космических законов… и дальше только пост-апокалиптическая битва богов.
Риг – первопредок, культурный герой, «светлейший из асов», участвует в обустройстве мира – именно он установил социальные различия между людьми (разделение на конунгов, свободных и рабов) и законы, их регулирующие. Часто ассоциируется с Хеймделлем.
Форсети – «председатель», германо-скандинавский бог справедливости, правосудия, он способен не просто разрешить спор, но и сделать так, что между спорящими будет согласие.
Митотюн – германский бог-меритель, разграничивший функции богов (то есть навел порядок на небесах, структурировал) и установивший порядок жертвоприношений.
Тевтат – «племя», «народ», «отец племени», изначально военный защитник племени и народа, а далее — кельтский бог общины, законов и ритуалов, ее создающих и поддерживающих.
Луг – ирландский «сияющий» бог, покровительствующий искусству и ремеслам. Много умений и профессий ему приписывают, он «опытен во многих искусствах».
Ллеу – ипостась Луга, его имя означает «искусная рука».
Вёлунд – кузнец божественного пантеона германцев, имевший врожденный изъян — хромоту. Изобретатель и создатель многих прекрасных вещей и предметов, например, чтоб сбежать из плена, сделал летательный аппарат.
Гоибниу – «кузнец», божество ирландской мифологии, значительная фигура пантеона. Изготавливает магические предметы для богов: оружие, щиты. С его именем связывают юридические трактаты, регулирующие права и обязанности ремесленников в средневековой Ирландии. Далее его почитали как божественного зодчего, строителя церквей. А еще ему приписывали владение особым источником Здоровья и изготовление чудесного омолаживающего эля.
Гофаннон – валлийский аналог Гоибниу, бог-кузнец.
Прибалты
Лигичус (Лито) – божества, в чьи способности и функции входило создание в обществе мира и поддержание согласия между людьми.
Ильмаринен – еще один бог-кузнец карело-финского пантеона, герой «Калевалы», использовал кузнечный горн, молот и наковальню, был первым сталеваром. Выковал наши небесные светила – Солнце и Луну, принес на землю огонь (правда в мифологических источниках описано, что искра упала с неба случайно, огонь предназначался для Небес). Один из его подарком человечеству – он сковал такой сундук, куда спрятал Смерть на 300 лет, и в это время люди не умирали.
Кальвис – вторичный бог, кузнец, помогающий небесному Отцу Диевасу, кующий солнце и небеса. Также создатель пряжи для дочерей Солнца, из которой они делали пушистые облака. Из огня он сотворил молнии-перуны для Перкунаса (прибалтийский громовержец, аналог Юпитера), чтоб тот мог бороться со змеем.
Телявель – литовский божественный мастер-кузнец, изготовивший в своей кузнице Солнце и Луну.
Скифы и славяне
Сварог – демиург, бог-кузнец, дух огня, его сыном считали Даждьбога. Сварог – бог, выполняющий культурные функции, несущий людям инструменты, например, как кузнец, передал им кузнечные клещи. Стоит на страже супружеских отношений.
Сварожич – дитя Сварога, несущий функцию огня, делающего жизнь человека более удобной, качественной. В отличии от духа огня Сварога, Сварожич – олицетворенный огонь, в том числе ритуальный. Еще одно его имя – Радегаст (Радгост), то есть гостеприимный, это уже аспект огня очага, вокруг которого собираются люди, культурный, цивилизованный огонь, делающий жизнь лучше, удобнее.
Кузьмодемьян – два святых брата: Косьма (Кузьма) и Дамиан (Демьян), слитые в единый божественный образ. Кузьмодемьян считался первым кузнецом в человеческом обществе (его просили в том числе и «сковать свадебку»), создателем первого плуга. Интересно, что в этом имени слиты Косм-ос и Дем-онизм, то есть прописан путь огня между небом и подземным миром, тема всех божественных кузнецов.
Кий – по преданию, именно этот божественный герой-кузнец являлся основателем Киева. Участвовал в сражении со Змеем (подземные хтонические силы), одолел его и запряг. Кий по этом побежденном змее пропахал борозду-границу, после чего отпустил гада и борозда наполнилась водой, — такая история возникновения реки Днепр.
Китай и Япония
Фу-си – первопредок китайцев, культурный герой, его изображали держащим в одной руке диск (обычно солнечный), а в другой — циркуль. Научил людей многих полезным вещам, необходимым для выживания: плести сети для рыбной ловли, использовать огонь для приготовления пищи, приручать диких животных, использовать их в хозяйстве и мн.др. Он же считается создателем письменности и легендарных триграмм гуа, легших в основу даосской космологии.
Суй-жэнь – древнекитайский так называемый «культурный герой», научивший людей добывать огонь трением, главный предшественник Фу-си. Любопытен тот факт, что считалось: сам Суй-Жэнь имел небесную природу, спустился с небес, а четыре его помощника были земными, и даже подземными жителями, — так вот изначально именно они научили его добывать огонь.
Амацумара – японский бог-кузнец, работавший в обители небесных богов городе Такамагахаре, который находится высоко в небе и связан с землей плавучим мостом. Он придумал и выковал магическое зеркало, чтоб выманить спрятавшуюся богиню-Солнце. Покровитель кузнечного дела и обработки железа.
Индейцы
Кецалькоатль – божество ацтеков и других племен, создавшее культуру и цивилизацию, установившее ритуалы и запреты, в том числе человеческих жертвоприношений. Возможно, Кецалькоатль — реальная личность, обожествленный правитель ацтеков.
Покровитель жрецов, которым он даровал знания, в том числе астрономические. Обучил народ многих вещам: математике, письму, ткачеству, ювелирному делу, сельскому хозяйству и мн.др.
Шиутекутли – ацтекский бог огня (древнего культа), как небесного, так и подземного (бог вулканов). Кроме того, его почитали как бога домашнего очага, то есть окультуренного, цивилизованного огня, включенного в практическую жизнь общества.
_______
Рубрика «Божества и ритуалы» — подборки тематические божественных и мифологических персон разных мировых пантеонов на основе астрологических аналогий.