24.02.2019      75004      1
 

Боги мудрости и знаний


Общие качества

У каждого божественного существа, по мнению людей, есть особая функция, а то и целый набор, связанный с его характером и склонностями. Кто-то правит небом и сотворяет реальность, кто-то поддерживает законы этой реальности – любовью или мечом, кто-то наполняет мир светом, а кто-то отвечает за интеллект и мудрость.

Боги знаний и разума в мифологических источниках имеют природу планеты Меркурий и демонстрируют качества знака Близнецы.

Этот архетип связан:

  • с речью и письменностью,
  • с фиксацией и передачей знаний,
  • с обменом и торговлей,
  • с оч.умелыми ручками,
  • с нарушением запретов и обычаев ради игры, нового живого опыта.

Именно этим сущностям свойственно любопытство, накопление знаний, часто особая хитрость и изворотливость — потому что они не любят раз и навсегда установленных правил. Они воздушной природы, поэтому скоростные, в связи с чем могут являться посланниками других богов, более статусных.

Зооморфные образы меркурианских божеств ассоциируются:

  • либо с птицами — особенно проявился тотем мудрой совы и тотем ворона – традиционного образа вещей птицы;
  • либо с теми животными, которые по своей природе обладают наиболее развитым интеллектом – например слон, обезьяна.

Боги мудрости в мифологии различных стран и народов

Египет

Тот – изначально являлся богом счета лун и календаря. Именно он изобрел письмо и требовал от человека изъясняться правильно, использовать все возможности устной речи, он был покровителем библиотек и хранителем информации в форме письменных летописей. Позднее он стал хранителем тайных и магических знаний.

Управлял всеми языками, и сам был «языком и сердцем» Ра, с помощью Тота  был сотворен мир. Вы же помните, что «сначала было слово»…

Тот считается автором египетского «священного писания» для всех живущих и уже отживших, это знаменитые «Книга живых» и «Книга мертвых».

Бог мудрости, счета и письма, Тот мог изображаться с головой птицы (ибиса), а также павиана, что нередко для божеств меркурианской природы.

Сиа – спутница Тота, богиня процесса познания, накопления и использования мудрости.

Ху – спутник Тота, представлял собой принцип божественного слова, его дух.

Сешат — «пишущая»

Сешат – «пишущая», сестра или дочь Тота, богиня письма, также в её ведении было искусство счета, она покровительствовала планированию и строительству. Изображалась с семиконечной звездой на голове, якобы это было связано с лунными циклами.

Греция

Гермес – зарекомендовал себя хитрецом и обманщиком с младенчества, когда не успев появиться на свет, спёр у Апполона стадо коров — двух из них съел, остальных спрятал. Делишки свои замаскировал так хорошо, что на чистую воду вывести его не удалось даже привлечением папы Зевса.

Изначально обладал красноречием и мог убедить кого угодно в чем угодно. А также отличался мастерством творить разные диковинные предметы. Например его первое изобретение – лира, которую он втюхал братцу Апполону, чтоб отвлечь того от темы возврата украденных коров.

Гермес используется богами в качестве посланника — из-за его скорости перемещения на крылатых сандалиях, а также красноречия и таланта убеждения. Еще один его артефакт – так называемый жезл Гермеса, представляющий собой кадуцей с крылышками и обвиваемый змеями, связывает различные стихии, что помогает ему выступать в роли вестника и парламентера.

В течении своей божественной истории, Гермес, выступает обманщиком, который профанирует сакральные, божественные знания, переводя их на человеческий язык, в том числе в письменной виде — для непосредственного пользования.

Именно он главный греческий бог знаний, языка и письма, он же является покровителем торговли, обмена и посредничества, и как продолжение этих функций – покровителем путешествий.

В образе Гермеса функция интеллекта приобретает способность манипулировать этим миром и его ценностями ради материального благополучия своего носителя, демонстрируя изворотливость, гибкость и изменчивость, проявляя ловкость – как ума, так и рук. Для таких богов, представителей «священной аморальности», есть специальный термин – трикстер («трюкач»).

Трикстерэто мифологическое воплощение двусмысленности и двузначности, двойственности и двуличия, противоречия и парадокса.

Ведь Гермес ведает сферой обмана и воровства, на его помощь надеются деятели преступного сообщества.

Афина Паллада – богиня мудрости древних греков, дочь Зевса, якобы произведенная из головы громовержца в результате проглатывания данным персонажем своей первой жены — беременной Метиды-премудрости. Но это неточно… есть и другие версии, не менее диковинные.

Изначально образ Паллады ассоциировался с военной сферой человеческой жизни, то есть роль была весьма специфической. Она изображалась в военном шлеме, с копьем и со щитом, на котором была прикреплена голова медузы Горгоны. Она считалась девой-воительницей.

Именно Афина покровительствовала стратегическому мышлению, помогала разрабатывать военные компании и прорабатывать планы тактических действий. Её сопровождала богиня победы Ника и священная сова, как символ мудрости. В этом аспекте, она выступает как богиня войны и связана со знаком Овна.

Далее, в мирные годины, богиня «омеркурилась» — Афину почитали за связь с интеллектом и знаниями в более широком ключе: к ней обращались за помощью и советом в ситуациях, требующих ума и сноровки, мудрости и знаний в управлении и организации городов и государств. Люди науки, искусств и ремесел получали от неё передовые устремления, разумность и изобретательность.

Осса – «голос», эта богиня является вестницей верховного громовержца всея Греции – Зевса Хроносовича Олимпийского.

Рим и этруски

Меркурий – римский аналог греческого Гермеса, божественный вестник, символизирует передачу информации по вертикали – от вышестоящих богов к нижестоящим, и от богов к человеческому обществу – в виде знаний, наставления, обучения.

Мог изображаться с кошельком, что подчеркивает его функцию бога обмена и торговли, управляющего расчетными отношениями.

Вокс – «говорить», аналог греческой Оссы, является вестницей римского верховного иерарха – Юпитера. Значение и смысл этого имени – озвучивать весть.

Фама – отражала звучащую речь и молву, как силу передачи информации по горизонтали — от человека к человеку.

Турмс – этрусский аналог Гермеса.

Славяне

Боян – внук Велеса, рассказчик, обаятельный сказочник, боян-баюн, символизирующий очарование словом, информацией, знаниями. Известна его способность своей речью влиять на людей, магически зачаровывать, подчинять себе их разум.

Индия, Иран

Вач – «речь, слово» — богиня священной речь, способствует преобразованию потока мышления в слова, творящие мир. Вач в качестве инструмента творения связана с демиургом Праджапати, но пребывает со всеми богами.

Она связана с воздушной стихией, она «выше неба и шире земли», так как способна двигаться как ветер и быть всеохватывающей. Помогает поэтам, дарует красоту их творениям.

Сарасвати – божественная река жизни в её аспекте покровительницы красноречия. Создала науку, еще её важным изобретением считали азбуку девангари.

Сарасвати также имеет специальное имя Бхарати, что означает «воспитанная». Именно этот аспект персонально управляет не только речью и её фиксацией, а еще знаниями и их передачей с помощью обучения.

Ганеша – бог мудрости в Индии, изображается в образе слона или существа с человеческим телом и слоновьей головой. Любое письменное сочинение индусы начинали с обращения к Ганеше с просьбой настроить интеллект на легкое формулирование мыслей и красоту языка.

По замыслам богов, Ганеша должен формировать препятствия на пути людей в виде искушений и мирских соблазнов, чтоб те не могли в «два прыжка» завоевать царство небесное. Но именно он же помогает человеку пройти, преодолеть эти препоны – для этого нужно включать разум, использовать интеллект и знания.

Хануман – индийский бог-трикстер, прародитель южных племен. Изображается с головой обезьяны, наиболее ловкого и сообразительного  животного, хотя способен принимать любой облик. Считается сыном ветра, поэтому летает и может усилиться до урагана. Существует много легенд о его проделках, опасных шалостях.

Будха – «мудрый», является сынишкой мамы Сомы-Луны (одна из функций которой – измерение времени, его счет) и папы Брихаспати — наставника богов. Выполняет при папе прикладную функцию донесения информации, то есть, как это обычно в мифологии называется — вестника.

Каршиптар – «быстролетящий», иранский мифологический образ воздушной (считалась высшей) стихии, творящей Вселенную. Его рисуют в виде водоплавающей птицы – лебедя, гуся. Он владеет Авестой, изначальной священной книгой, которую можно излагать как на языке людей, так и на языке птиц, существ воздуха.

Начикетас – «незнающий», персонаж индийской мифологии, жрец, который отправляется за знаниями. Но не на Луну, как советский Незнайка, а в подземный мир, где от царя мертвых Ямы получает все ответы о смысле и цели человеческой жизни и возможностях высшего пути.

Начикетас близок архетипу Близнецов и смыслу карты Таро «Любовники», внутренней карте этого знака, когда человек не удовлетворяется существующим культурными ценностями, а ищет свои, предпринимая для этого практические действия и осуществляя путешествия.

Также образ Начикетаса близок истории о трех братьях (и их последователях) из сказки «Дары смерти», представленной нам в одноименном фильме о Гарри Поттере.

Двуречье и Малая Азия

Набу – сын Мардука (образ Юпитера), вавилонский бог языка и письма, именно он писал таблицы судеб всего мира. Набу появился в пантеоне достаточно поздно, но начал вытеснять древнего папу со всех божественных функций. Это достаточно символично – мышление, интеллект вытесняет свод божественных законов, космогонический порядок вещей.

Pieter Bruegel. Вавилонская башня

Есть версия, что именно Набу было посвящено строение Вавилонской башни, недостроенный зиккурат которой является вторым по величине сооружением в данном городе (после Эсагилы — храма Мардука). Это может означать, что именно он разделил на уровне языка изначально единый народ Мардука. Даже в этой аналогии, по сравнению с Юпитером, Меркурий находится в подчиненной, менее высокой роли.

Нисаба – шумерская, изначально воспринималась как богиня счета урожая с бухгалтерскими функциями, а дальше развилась до божественной покровительницы астрологии, наук и письма.

Исимуд – шумерский вестник бога Энки, обладатель двух лиц, направленных в разные стороны, что выдает его двойственность и способность интеллектом связывать различные стороны бытия.

Семиты и Библия

Таавт – аналог божественного Тота у западных семитов, его функцией был интеллект и накопление мудрости, а также прикладные возможности ментального инструмента – письмо и счет. Таавт – создатель книги о сотворении мира.

Мелькарт – «царь города», божественный покровитель финикийских мореплавателей и культурной колонизации ими средиземных стран.

Ангелы-вестники — в христианской мифологии, приносят те или иные послания Бога, имеют некую специализацию: Рафаил – покровитель путешественников, помогающий ориентироваться и договариваться в дороге, Гавриил – приносит вести о зачатии и материнстве (например Деве Марии).

Ангел Разиил

Ангел Разиил – дает человечеству знания кабалы, магии, астрологии и гаданий, помогает творить амулеты. Существует «Книга Разиила», выплывшая из информополя во времена средневековья, которая донесла тайны о сотворении мира через Адама, Ноя до царя Соломона и далее.

Китай и Япония

Фу-Си – китайский прародитель человечества, культурный герой, изобретатель иероглифов, письма. Один из пары близнецов (вместе с Нюй-вы). По некоторым версиям, именно он — то ли создал, то ли получил и передал человечеству восемь главных гексаграмм, которые обозначали стихии и стороны света. Мог изображаться в виде птицы, что символически связывает его образ с воздушной стихией.

Цан-Цзе – легендарный человек, который вошел в историю как историограф не менее легендарного императора Хуан Ди. Еще один претендент на изобретение китайской письменности, после чего произошел отказ от узелкового письма.

Китайцы, богатые на фантазии, постепенно наделили Цан-Цзе сверхчеловеческими свойствами, например добавили его образу еще одну пару глаз, что означало особую способность видеть больше и дальше, чем обычнее люди.

Омоиканэ – японский бог разума, мудрости и коллективного мышления, наделенный множеством умственных способностей и умеющий удерживать множество мыслей одновременно. И якобы он может наделить этим качеством тех, кому покровительствует, обеспечить мозговой штурм в коллективе.

Также ему приписывают «трикстерство», особую хитрость, в связи с чем боги должны испрашивать совета Омоиканэ аж 5 раз (видимо, чтоб было больше шансов поймать его на лжи).

Индейцы

Иктоми – имеет зооморфный образ паука, хотя способен оборачиваться в любое существо. Эта способность отражает возможности интеллекта придумывать игры и увлекаться ими. Любит разыгрывать как богов, так людей и животных. Иктоми изобрел человеческую речь, с помощью которой может сеять раздоры.

Германия и кельты

Локи – «свет, огонь», божественный трикстер, озорной и насмешливый проказник и ворюга. Может доставлять серьезные неприятности другим существам, но может и оказывать дельную помощь, особенно в сфере  переговоров.

Он не принадлежит полностью ни миру богов, ни миру йотунов (носителей хаоса), но находясь между ними обеспечивает то раздоры, то сотрудничество.

Локи – изобретатель полезных предметов, начиная от оружия, заканчивая орудиями труда. Именно он добыл молот для Тора, кольцо-браслет для Одина, золотого вепря для Фрейра, новые золотые волосы для Сив, изобрел рыболовную сеть для людей.

Он воплощает в себе «божественные достоинства вперемешку с человеческими недостатками», нарушает всевозможные нормы, создан из противоречий. Он способен менять обличье, может принимать различные животные формы, оборачиваться в кобылу, тюленя, блоху, муху и пр.

Также именно этому божеству присуща сексуальная амбивалентность. Он несколько раз меняет пол, причем выступая в женской ипостаси, даже беременеет и рожает.

Локи, как трикстер — одновременно и ловкий вор, и провокатор, весело отплясывающий на границе между сакральным и профанным, постыдным и почетным, общепринятым и запретным.                                                                                        (Галина Краскова. Демонизация Локи)

Локи – экпериментатор, уходящий от истинных законов живой природы в игры ума.

Огма (Огмий, Огмиос) – собирательный образ кельтского божества красноречия и мудрости, сына Дагда. Огмиус изображался в виде старца, умудренного опытом, язык которого был соединен цепями с ушами счастливых людей, внимающих ему. Видимо, это означало силу и власть его мысли и речи, влияющей на других существ.

Огма – сам поэт, покровитель поэзии и поэтов, создатель алфавита и письменности для магии друидов, народа кельтов и пиктов.

Погиб в битвах богов с демоническими сущностями.

Альвис – самый мудрый из двергов, то есть из народа гномов, карликов, способный на уровне ума противостоять Одину. В определенный момент возгордился и решил переселиться к асам в Асгард хитрым способом – попытался жениться на дочери Тора.

Ему хватило красноречия и логики убедить Сив (жену Тора) выдать свою дочь за него. Но не хватило мудрости избежать более хитрой ловушки Тора, не желавшего своей дочери подобного мезальянса.

Альвис так подробно и обстоятельно отвечал на вопросы потенциального тестя, что не заметил наступления рассвета, когда первые лучи солнца превратили его в камень.

Мораль данной истории – да поплатишься ты за дерзость, переоценив свои умственные способности, способные отвлечь тебя от природной жизни и твоих естественных процессов.


Таким образом, меркурианские боги и их истории напоминают нам, что жизнь – это интересный эксперимент, где

  • «учение – свет»,
  • а «в знании – сила»,
  • но «на каждого мудреца довольно простоты».
По теме рубрика «Боги и ритуалы«


Обсуждение: есть 1 комментарий
  1. Кирилл Измайлов:

    Ох и мало же уделено внимания истокам почитания на Руси Софии Премудрой в этой статье.
    «Имя Богини Софии использовалось православными для спекуляция. Для того чтобы загнать широкие массы простого народа в христианство, помимо жёстокого принуждения требовался и «пряник» в форме завуалированной поддержки древних языческих традиций и обычаев. Считалось, что почитание древней языческой Богини Софии Премудрой поможет христианскому православию хотя бы частично обрести не иудейское лицо, поскольку приходилось поклоняться в основном еврейским богам: еврейскому Богу Яхве, еврею Иисусу Христу, еврейке Деве Мари, еврею Савлу (апостолу Павла) и так далее. Чтобы затушевать иудейскую суть веры, создавались храма, монастыри, иконы, молитвы и философские трактаты, посвященные Софии Премудрости Божьей. Иудео-христианские философы и богословы наперебой пытались доказать, что под Языческой Софией Премудрой следует понимать — Мудрость еврея Иисуса. Попытки других богословов доказать, что под Софией Премудрой понимается вторая ипостась троицы — Святой Дух, встретили фанатичное сопротивление ортодоксов.

    Точку в этих спорах поставил император Византии Юстиниан, который в 483-565 годах, пожалел организовать строительство крупнейшего православного храма в Константинополе. Императору приснился сон, в котором ему явился белокрылый ангел и передал повеление от Всевышнего, чтобы православный храм строился во имя языческой Богини Софии Премудрой. Свой сон император Юстиниан воспринял как недоразумение. Но ангел явился повторно с тем же требованием, и началось строительство храма во имя «Святой Софеи, еже суть Премудрость Божия». Таким образом, согласно документам древней Церкви утверждается, что император получил указание от Господа через ангела о наименовании храма в честь Языческой Богини Софии.

    Попав в зависимость от Византийских Православных ортодоксов, русские князья также начали строить Храмы в честь Софии Премудрости Божьей в Киеве, Новгороде, Полоцке, Вологде, Тобольске. По всей России было создано множество женских монастырей, посвященных святой Софии, в надежде на ее типично женскую заботу по обустройству России. Большинство иерархов Православной церкви с большим озлоблением относилось к иконам Софии Премудрой, считая их догматическим недоразумением. В конце 17 века патриарх Иоаким, а в 1722 году и, только что учрежденный Святейший правительствующий Синод, запретил писать «образ премудрости Божия в лице некия девицы». Это поставило священников многих храмом в безвыходное положение — что делать с шедеврами древней живописи, изображавших Софию Премудрую. Некоторые священники, чтобы спасти древний образ ставили кощунственную надпись, что это дева Мария. В абсиде Киевского храма Софии изображен женский образ в форме языческой жрицы Оранты с распростёртыми руками, создавая магическую стену защиты от бед для всех верующих. Перед нами образ могучего строителя, которая в соответствии с притчами Соломона, сама своими руками «построила себе дом, вытесала семь столбов».» https://vedavrata.livejournal.com/725914.html

    Ответить

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Евгения Горева
*Гороскоп ЛИЧНОСТИ** Гороскоп ПАРТНЕРСТВА** Гороскоп на ГОД** Определение ТОТЕМА по вашей карте рождения** Анализ влияния на вас ВЕРХНЕГО Зодиака** Подбор наилучшего ИМЕНИ для новорожденного** Выбор НАЗВАНИЯ для организации** Диагностика ваших жизненных ситуаций и перспектив на картах Таро** Экспресс-ответы на срочный вопрос** Кем вы были в прошлой жизни** и др.